Наконец-то то, о чём так мечтали и чего так ждали, случилось. На свет появился чудесный малыш. Но, оказывается, что после выписки из роддома начинается совсем другая жизнь.
<p>
Наконец-то то, о чём так мечтали и чего так ждали, случилось. На свет появился чудесный малыш (или даже несколько). Но, оказывается, что после выписки из роддома начинается совсем другая жизнь. Жизнь после родов. И хорошо, если есть, кому помочь, подсказать, объяснить.</p>
<p>
А как быть тем, кому приходится до всего доходить своим умом? Надеемся, наша статья поможет молодым родителям с ловкостью и скоростью жителей мегаполиса, лавирующих в уличной толпе, преодолеть все трудности и ни о чём не забыть.</p>
<p>
<strong>Часть первая. Бюрократическая</strong></p>
<p>
Как бы ни хотелось нам минимизировать роль бюрократии в жизни, никуда от неё не деться. И с документами ребёнка придётся разбираться. А то непорядок получается. Человек – вот он: ест, спит и даже плачет (от души надеюсь, что не слишком часто). А по документам его вроде бы как и нет.</p>
<p>
Так что для того, чтобы новый человек стал ещё и новым гражданином Российской Федерации, придётся хотя бы одному из счастливых родителей оторваться от долгожданного чада и отправиться разбираться с документами. И чем скорее, тем лучше. Не советуем пренебрегать оформлением документов или забывать об этом пусть и не самом приятном, но нужном деле. Ведь за нарушение законодательства предусмотрено административное наказание в виде штрафов. Да и жить без документов в современном обществе нелегко.</p>
<p>
При выписке из роддома мама, кроме малыша, получает ещё и несколько очень важных документов:</p>
<ul>
<li>
Родовой сертификат (вернее, оставшуюся от него третью часть).</li>
<li>
Обменную карту роженицы (вторую и третью её части).</li>
<li>
Справку о рождении ребёнка.</li>
</ul>
<p>
В случае если роды прошли не вполне благополучно и малыш, мама или оба сразу находились в стационаре, то ещё и выписку (выписки) из истории болезни.</p>
<p>
Имея на руках эти документы, молодым родителям придётся предпринять целый ряд важных шагов. При этом удобнее выполнять их в определённой последовательности, которая поможет сделать всё максимально быстро и без лишней беготни.</p>
<p>
<strong>7 шагов</strong></p>
<p>
<em><strong>Шаг 1. Сразу после выписки</strong></em></p>
<p>
Первым делом, конечно, нужно разобраться с медициной.</p>
<p>
В идеале о том, что мама и малыш выписаны в свободное плавание, в детскую поликлинику по месту вашего жительства должны сообщить из роддома. По факту так получается не всегда.</p>
<p>
Причины разные: забыли, не дозвонились, телефон неправильный и попали не туда (лично мне несколько раз звонили из детской поликлиники с вопросами о новорождённых задолго до того, как я впервые стала мамой). Результат один: из поликлиники вам не звонят.</p>
<p>
В этом (к счастью, довольно редком) случае, придётся самим сообщить о себе. Если на следующий после выписки день представители поликлиники не проявили к вам интереса, ждать дальше бесполезно. Звоните сами. Или сразу отправляйте в медучреждение гонца.</p>
<p>
Не забудьте о документах!</p>
<p>
Обязательно возьмите с собой:</p>
<ul>
<li>
Родовой сертификат</li>
<li>
Обменную карту</li>
</ul>
<p>
В настоящее время обменная карта не имеет единой формы. Поэтому просто принесите в поликлинику все документы, которые выдали при выписке из роддома. Ведь сведения о ребёнке (его состоянии, сделанных прививках, проведённых обследованиях и т.д.) могут содержаться не только в обменной карте, но и на отдельных листах.</p>
<p>
Обменную карту и другие документы могут у вас сразу и не взять. В таком случае их заберёт участковый педиатр или патронажная сестра. Но лучше всё же иметь их с собой.</p>
<p>
И вот теперь, когда в поликлинике о новорождённом знают и готовы наблюдать малыша, пришла пора для не менее важных дел.</p>
<p>
<em><strong>Шаг 2. Свидетельство о рождении</strong></em></p>
<p>
Советуем сразу же делать по несколько копий каждого (!) документа и носить их с собой во все учреждения, которые будете посещать. Потому что ксерокопии требуются почти везде (даже если об этом заранее и не сообщается). И имея их при себе в достаточном количестве, вы значительно облегчите себе жизнь. А сделав ксерокопии медицинских документов (обменной карты, выписки из истории болезни и т.д.) ещё и убережётесь от утраты важной информации.</p>
<p>
Хотя на получение свидетельства о рождении законом и отводятся 30 дней, рекомендуем не откладывать этот важный (да ещё и очень приятный для молодых родителей) момент и, если споры об имени малыша уже закончились выбором самого лучшего, отправиться в ЗАГС поскорее. Ведь именно свидетельство о рождении будет нужно для получения других документов.</p>
<p>
Получить свидетельство о рождении можно в отделе ЗАГС по месту регистрации или по месту проживания (если они не совпадают), либо в любом другом. Оба родителя для этого не нужны, достаточно одного. Никакой доверенности от отсутствующего при этом эпохальном событии родителя не требуется. Так что смело отправляйте в ЗАГС мужа (если, конечно, не опасаетесь, что он назовёт новорождённое чадо уж слишком оригинальным или не одобренным вами именем).</p>
<p>
Собираясь в ЗАГС, не забудьте:</p>
<ul>
<li>
Справку о рождении ребёнка, выданную в роддоме.</li>
<li>
Паспорта родителей.</li>
<li>
Свидетельство о заключении брака (если брак зарегистрирован).</li>
</ul>
<p>
Как правило, свидетельство о рождении выдаётся сразу же. Одновременно с ним взамен справки из роддома дадут другую (№24), которая действительна 6 месяцев. Она нужна для оформления единовременного пособия на рождение ребёнка.</p>
<p>
<em><strong>Шаг 3. Регистрация новорождённого по месту жительства</strong></em></p>
<p>
Оформить регистрацию новорождённого можно только (!) в отделах ФМС по месту жительства родителей или кого-то одного из них и в обязательном присутствии того родителя, у кого будет зарегистрирован ребёнок. Этот шаг потребует от вас больших хлопот и временных затрат, чем первый. Поэтому желательно к нему тщательно подготовиться и взять с собой всё необходимое.</p>
<p>
Нужно представить следующие документы:</p>
<ul>
<li>
Заявление одного из родителей о регистрации новорождённого по месту жительства.</li>
<li>
Выписки из лицевого счета и домовой книги по месту жительства родителей (или каждого из них, если зарегистрированы в разных местах).</li>
<li>
Справка с места жительства второго родителя, о том, что ребёнок не зарегистрирован совместно с ним (если родители зарегистрированы в разных местах).</li>
<li>
Свидетельство о рождении ребёнка + копия.</li>
<li>
Паспорта родителей + копии.</li>
<li>
Свидетельство о заключении брака (если брак зарегистрирован).</li>
<li>
Заявление одного из родителей о том, что он не против регистрации ребёнка.</li>
</ul>
<p>
Поскольку на регистрацию ребёнка по месту жительства может уходить несколько дней, будьте готовы к тому, что всё это время документы (в том числе и паспорта родителей) будут находиться в отделе ФМС.</p>
<p>
<em><strong>Шаг 4. Гражданство</strong></em></p>
<p>
Получение гражданства не такой необходимый шаг, как два первых. Ведь новорождённый вполне может обойтись и без него. Но только если вы не планируете выезжать из страны. Кроме того, гражданство нужно и для получения материнского капитала, а впоследствии (по достижении ребёнком 14 лет) – и при получении первого паспорта.</p>
<p>
К тому же, отметка о гражданстве ставится с обратной стороны свидетельства о рождении ребёнка в том же отделе ФМС, где вы будете оформлять регистрацию малыша по месту жительства. Так что удобнее и предусмотрительнее сделать это одновременно. Тем более что никаких дополнительных документов для этого не нужно.</p>
<p>
<em><strong>Шаг 5. Полис ОМС</strong></em></p>
<p>
За всеми хлопотами маме важно не забыть и о себе и после выписки из роддома найти время для визита к гинекологу: ведь самочувствие мамы обязательно сказывается не только на ребёнке, но и на атмосфере в семье.</p>
<p>
Кроме того, в течение 10 дней после выписки нужно предоставить в женскую консультацию, где осуществлялось ведение беременности, оставшуюся часть обменной карты.</p>
<p>
Важно не забыть получить на малыша страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования (да-да, не слишком изящное официальное название этого документа звучит именно так).</p>
<p>
Он нужен для получения положенной бесплатной медицинской помощи. Заказывают и получают его в страховой компании (иногда офисы имеются даже на территории детских поликлиник), выбрать которую вы можете на своё усмотрение, не следуя ничьим указаниям.</p>
<p>
Для получения полиса ОМС требуются:</p>
<ul>
<li>
Свидетельство о рождении ребёнка.</li>
<li>
Паспорт того родителя, который подаёт документы.</li>
</ul>
<p>
Пока не готов постоянный полис, вам выдадут временный. Не забывайте брать его или хотя бы ксерокопию с собой при любом посещении медицинских учреждений. А сразу при получении как временного, так и постоянного полисов, следует сообщить об этом в поликлинику, чтобы номера полисов внесли в базу. В регистратуре вам подскажут, в каком кабинете это можно сделать.</p>
<p>
Помните, что вносить номера полисов в базу нужно дважды: сначала после получения временного полиса, а потом сразу после выдачи постоянного!</p>
<p>
<em><strong>Шаг 6. Материнский капитал (в случае рождения второго и последующих детей)</strong></em></p>
<p>
Ещё одним этапом в получении всех положенных при рождении ребёнка документов, для семьи, в которой родился второй (или последующий) ребёнок, будет оформление сертификата на материнский капитал.</p>
<p>
Право на получение материнского капитала есть только у граждан Российской Федерации. Получить его может как женщина, которая родила или усыновила второго или последующего ребёнка, так и отец (усыновитель) в случае смерти матери, объявления её умершей или при лишении родительских прав. Если же и отец лишается права на материнский капитал, то оно переходит к самому ребёнку.</p>
<p>
Чтобы получить сертификат на материнский капитал, нужны следующие документы:</p>
<ul>
<li>
Свидетельства о рождении (усыновлении) всех детей (!) с обязательными отметками о гражданстве РФ (или отдельные документы о гражданстве РФ).</li>
<li>
Паспорта родителей (усыновителей).</li>
<li>
Документ, который подтверждает гражданство матери.</li>
<li>
Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).</li>
</ul>
<p>
Получить сертификат можно в любое время, даже через несколько лет после рождения ребёнка. Для этого нужно обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту жительства или регистрации.</p>
<p>
<em><strong>Шаг 7. Постановка на очередь в дошкольное детское учреждение</strong></em></p>
<p>
К счастью, сейчас запись ребёнка в детский сад перестала быть проблемой. Однако желательно всё же не затягивать и встать в очередь как можно раньше.</p>
<p>
Документы, необходимые для записи в детский сад:</p>
<ul>
<li>
Свидетельство о рождении ребёнка.</li>
<li>
Паспорт одного из родителей.</li>
<li>
Документы, подтверждающие льготы (если они есть).</li>
</ul>
<p>
Надеемся, что алгоритм действий, предложенный в статье, поможет вам как можно быстрее закончить бюрократические хлопоты. Однако следует учитывать, что жизнь не стоит на месте, и законы, нормы и сроки, указанные выше, могут меняться.</p>
<p>
Когда же все документы будут оформлены и бумажная волокита останется в прошлом, можно будет вздохнуть с облегчением и целиком посвятить себя малышу. А о том, как организовать быт семьи, в которой только что появился ребёнок, мы поговорим во второй части статьи.</p>
<p>
</p>
<p>
Материалы сайта <a href=»http://www.materinstvo.ru/»>http://www.materinstvo.ru</a></p>